Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Поиск:

ИСТОРИЯ ПРОКУРАТУРЫ

Славный и многотрудный путь российской прокуратуры начался почти три сотни лет назад в январе далекого 1722 года указом Петра Великого.
Предыстория появления этого указа такова. Петр I, отправляясь в Прусский поход, указом от 22 февраля 1711 года ввел вместо бывшей консилии министров новый Правительствующий сенат, главной задачей которого на первоначальном этапе было объединение местного центрального управления в единую государственную систему.

Второго марта того же года сенаторы были приведены к присяге в верном исполнении своей должности:

«Обещаюся аз перед господом богом, сотворившим всяческая, что мне честно и чисто, неленостно, но паче ревностно исполнять звание свое, в чем да поможет мне господь бог всемогущий:
во-первых, верность моему государю и всему государству;
второе, правду и правый суд, как между народом, так и в деле государственном...»

Первоначально Сенат возник как орган с монолитной структурой. В его внутренней организации различались только присутствия, куда входили весь личный состав и канцелярия. Однако в дальнейшем, ввиду того, что Сенат являлся высшим общегосударственным учреждением, имевшим исключительно широкое поле деятельности, возникла потребность в создании вспомогательных органов, которые должны были способствовать Сенату в осуществлении его функций.

С 1711 по 1722 год в Сенате появились прообразы будущей прокуратуры Российской империи: Расправная палата для расследования служебных преступлений и злоупотреблений и для контроля над местными чиновниками в области суда; обер-фискал для негласного надзора за нижестоящими учреждениями и должностными лицами, а также для защиты казенных интересов при судебных исках; генерал-рекетмейстер для приема и рассмотрения жалоб на центральные учреждения; позднее генерал-ревизор и штаб-офицеры гвардии. Однако все эти учреждения и должности не смогли решить единого и общего контроля над чиновничьим аппаратом в центре и на местах, более того, имели место даже злоупотребления самих наблюдателей.

В связи с этим 12 января 1722 года Петр Великий издал указ об учреждении прокуратуры:
«Быть при Сенате Генерал-прокурору и Обер-прокурору, а также при всякой коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать Генерал-прокурору».

Спустя несколько дней были введены должности прокуроров и при надворных судах. Государь, создавая прокуратуру, ставил задачу «уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония».
Прокурорский надзор был распространен и на Правительствующий сенат. Прокурор контролировал финансовую отчетность и ведомости коллегий. В соответствии с указом от 18 января 1722 года «Об установлении должности прокуроров в надворных судах и о пределах компетенции надворных судов в делах и по доносам фискальским и прочих людей» прокуратура была поставлена над фискальскими органами.

18 января 1722 года Петр I назначил Павла Ивановича Ягужинского первым генерал-прокурором Сената. 
Представляя сенаторам генерал-прокурора, император произнес крылатую фразу: «Вот око мое, коим я буду все видеть». Эту же мысль он повторил и в указе от 27 апреля 1722 года «О должности генерал-прокурора»: «И понеже сей чин — яко око наше и стряпчий о делах государственных».
Указ устанавливал основные обязанности и полномочия генерал-прокурора по надзору за Сенатом и руководству подчиненными органами прокуратуры:

«Генерал-прокурор повинен сидеть в Сенате и смотреть накрепко, дабы Сенат свою должность хранил и во всех делах, которые к сенатскому рассмотрению и решению подлежат, истинно, ревностно и порядочно, без потери времени, по регламентам и указам отправлял, разве какая законная причина к отправлению ему помешает, что все записывать повинен в свой журнал.
...Также должен накрепко смотреть, дабы Сенат в своем звании праведно и нелицемерно поступал.
...А ежели что увидит противное сему, тогда в тот же час повинен предлагать Сенату явно, с полным изъяснением, в чем они или некоторые из них не так делают, как надлежит, дабы исправили.
...И ежели в чем поманит, однако, каким образом ни есть, должность свою ведением и волею преступит, то, яко преступник указа и явный разоритель государства, наказан будет».

То, что выбор Петра I пал на Павла Ивановича Ягужинского, было вполне закономерно. Тот свободно владел несколькими иностранными языками, отличался красноречием и был наделен дипломатическими способностями. По приказу Петра он вел переговоры с королями Дании и Пруссии, участвовал в ряде конгрессов, часто сопровождая царя в его заграничных поездках.
Умный и деятельный, Павел Иванович умел жестко отстаивать свою позицию, за что светлейший князь Меньшиков «от души ненавидел его».
Находясь в должности генерал-прокурора, П. И. Ягужинский довольно быстро занял ключевые позиции в государственных делах. По существу, он был вторым человеком в империи после Петра I. Как писал известный русский историк В. О. Ключевский, генерал-прокурор стал «маховым колесом всего управления».

Царь не мог нахвалиться своим генерал-прокурором, не раз повторяя приближенным: «Что осмотрит Павел, так верно, как будто я сам видел». А 7 мая 1724 года, в день коронации императрицы Екатерины Алексеевны, П. И. Ягужинский был удостоен ордена Св. Андрея Первозванного.
Пост генерал-прокурора Павел Ягужинский сохранил вплоть до самой своей смерти в 1736 году, хотя при преемниках Петра I в полной мере познал как взлеты, так и падения. Во время «заговора верховников» был даже обвинен в измене и арестован, но из кратковременного заточения вышел еще более могущественным. Он достиг чина действительного тайного советника, был пожалован в сенаторы и обер-шталмейстеры. При императрице Анне Иоанновне даже получил титул графа и стал ее кабинет-министром.

Однако в последние годы своего пребывания на посту генерал-прокурора Ягужинский несколько отошел от собственно прокурорских дел, чему в немалой степени способствовала и изменившаяся политическая обстановка.

«Новое дыхание» российская прокуратура ощутила при следующем генерал-прокуроре — князе Никите Юрьевиче Трубецком. Получив образование за границей, в молодости он состоял членом так называемой ученой дружины, объединявшейся вокруг знаменитого Феофана Прокоповича, который был одним из образованнейших людей своего времени и сразу же решительно поддержал преобразовательную деятельность Петра I. Трубецкой участвовал в военных кампаниях против Польши и Турции, дослужился до чина генерал-майора.
28 апреля 1740 года Н. Ю. Трубецкой был назначен генерал-прокурором и оставался в этой должности в течение 20 лет. Возглавил прокуратуру не в самое лучшее для нее время, так как преемники Петра I значительно ее ослабили. По его словам, он нашел, что «в сенатской конторе и ее многих коллегиях и прочих судебных местах, и в губерниях прокуроров почти никого нет, а в некоторых, малых, хотя и есть, токмо люди уж зело престарелые и к тому неспособные».

Преодолевая большие трудности, генерал-прокурор стремился подбирать себе «добрых и надежных помощников». Только после восшествия на престол дочери Петра Великого, Елизаветы Петровны, Н. Ю. Трубецкой получил все прежние «прерогативы верховной власти», что позволило ему значительно возвыситься.
Трубецкой был довольно жестким прокурором, искренне радея за государственные дела, он, при необходимости, смело опротестовывал решения Сената. От подчиненных ему прокуроров он требовал, чтобы они с «наиприлежнейшим трудом крепкое и неослабное смотрение имели» за всеми делами, решения «чинили по указам» и «безволокитно», а на все нарушения и отступления от закона делали вначале устный, а если не «возымеет действие», то и письменный протест.
По поручению императрицы Н. Ю. Трубецкой выступал иногда и в роли высшего судьи в государстве. Так, он председательствовал в комиссиях, судивших Б.-Х. Миниха, А. И. Остермана, М. Г. Головкина (1741), А. П. Бестужева-Рюмина (1759).
5 сентября 1756 года за вы дающиеся заслуги императрица произвела его в генерал-фельдмаршалы. В 1760 году Н. Ю. Трубецкой покинул высший прокурорский пост, став президентом Военной коллегии. Спустя три года вышел в отставку с «полным пансионом».
По мнению современников, Н. Ю. Трубецкой «видел падение многих своих милостивцев и благоприятелей, сам нередко участвовал в гибели их и, ловко соображаясь с переменой обстановки, всегда умел своевременно оставить ослабевшую и перейти на сторону усилившейся партии». Эти качества помогли ему в течение восьми царствований удерживать за собой посты в ряду «наиболее значительных государственных лиц».

Трудно назвать счастливой судьбу двух преемников Н. Ю. Трубецкого — Якова Петровича Шаховского и Александра Ивановича Глебова.

Князь Я. П. Шаховской, за плечами которого были Русско-турецкая война, посты генерал - полицмейстера и обер - прокурора Святейшего синода, пробыл в должности генерал-прокурора немногим более года. Указом от 16 августа 1760 года Елизавета Петровна поручила Шаховскому и Сенату содействовать ей в восстановлении в государстве «надлежащего порядка, правосудия, благосостояния и обильного добра». А 25 декабря 1761 года новый император Петр III отправил генерал-прокурора в отставку. И хотя Екатерина II вновь призвала Я. П. Шаховского на службу, назначив его сенатором, к исполнению прежней должности он не вернулся.

Александр Иванович Глебов также числил в своем послужном списке должность обер-прокурора Синода, прежде чем 25 декабря 1761 года Петр III назначил его генерал-прокурором Сената.
Будучи очень дружен с императором, А. И. Глебов быстро занял прочное положение среди приближенных к монарху вельмож. Ему поручалась подготовка целого ряда важных узаконений. Он являлся одним из авторов известных манифестов: от 18 февраля 1762 года «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» и от 21 февраля 1762 года об уничтожении Тайной канцелярии.
Как опытный царедворец генерал-прокурор А. И. Глебов тонко оценил обстановку во время дворцового переворота 1762 года, сразу же поддержав Екатерину II. Он обладал исключительными способностями и трудолюбием, поэтому Екатерина, хотя и знала о его дурных наклонностях и корыстолюбии, но оставляла на высшем прокурорском посту.
Более того, она поручила ему вместе с графом Н. И. Паниным руководство только что созданной Тайной экспедицией, занимавшейся всеми политическими делами. Однако вскоре положение Глебова при дворе заметно пошатнулось, чему в немалой степени способствовали сомнительные коммерческие сделки.
После проведенного расследования Екатерина II нашла, что он в этом деле оказался «подозрительным и тем самым уже лишил себя доверенности, соединенной с его должностью». Поэтому 3 февраля 1764 года А. И. Глебов был смещен с поста генерал-прокурора с предписанием императрицы «впредь ни на какие должности его не определять».

При пятом генерал-прокуроре князе Александре Алексеевиче Вяземском началась административная реформа Российской империи, затронувшая и деятельность прокуратуры.
3 февраля 1764 года Екатерина II, убедившись в исключительной честности князя Вяземского, назначила его генерал-прокурором. Она лично написала «секретнейшее наставление», в котором четко определила его обязанности. Императрица напоминала А. А. Вяземскому, что генерал-прокурор должен быть совершенно откровенен с государем, поскольку «по должности своей обязывается сопротивляться наисильнейшим людям», и в этом только власть императорская «одна его подпора». Она подчеркивала, что не требует от него «ласкательства», но «единственно чистосердечного обхождения и твердости в делах». Екатерина II предостерегала генерал-прокурора от ввязывания в интриги при дворе и предлагала иметь только «единственно пользу отечества и справедливость в виду, и твердыми шагами идти кратчайшим путем к истине».
А. А. Вяземский строго придерживался данного наставления и пользовался полным доверием императрицы, что позволило ему удерживать высший прокурорский пост в течение почти 29 лет. В отличие от своего предшественника, он деятельно руководил подчиненными ему прокурорами. При нем были введены в действие в 1775 году Учреждения для управления губерний, которые подробно регламентировали права и обязанности местной прокуратуры.

При проведении реформы 1775 года вся территория России была разделена на 40 губерний, в каждой из которых, помимо административно-полицейских, судебных, финансово-хозяйственных учреждений, введены и должности губернских прокуроров.
В области войска Донского, которая в определенной степени служила административной моделью для создающейся Черномории, будущей Кубанской области, указом Павла I от 11 июня 1800 года в штат войсковой канцелярии была введена должность войскового прокурора.
Приняв должность, войсковой прокурор, коллежский советник и кавалер Миклашевич отметил, что в войсковую канцелярию поступает огромное число дел, с которыми она при сохранении существующего порядка не в состоянии правильно разобраться. В конце августа 1800 года прокурором совместно с войсковым атаманом был составлен проект переустройства войсковой канцелярии.

В сентябре 1800 года подготовленный проект был рассмотрен Сенатом, вследствие чего издан указ от 2 сентября 1800 года, по которому при войсковой канцелярии учреждались три экспедиции: криминальных дел, гражданских и тяжебных дел, казенных дел. Указом от 8 октября 1800 года были введены еще три экспедиции: межевых дел, полиции и сыскное начальство.
Однако эти нововведения Павла I имели недолгую жизнь. Уже в 1802 году, по ходатайству войскового атамана М. И. Платова, войсковая канцелярия была вновь преобразована по образцу «Войскового гражданского правительства», хотя и не получила этого названия.
Председателем войсковой канцелярии являлся войсковой атаман, в ней также состояли два непременных члена и четыре асессора (по выбору). Последние избирались на три года.

Указом от 6 февраля 1804 года канцелярия войска Донского для удобства ведения дел подразделялась на три экспедиции: гражданскую, экономическую и воинскую.
Воинская экспедиция рассматривала все воинские дела: списки служащих и отставных, командированных на службу, уголовные дела воинских чинов, дела походной (атаманской) канцелярии. 
Гражданская экспедиция рассматривала дела тяжебные, следственные, уголовные, крепостные, межевые и дела земской полиции.
Экономическая экспедиция ведала денежным сбором по войску, вела приходы и расходы, подряды, откупы, оборочные статьи, ревизские книги и всякие денежные отчеты. За решением дел в гражданской и экономической экспедициях наблюдал прокурор. Согласно п. 11 указа «за точным сохранением обрядов и закона особенно надзирает прокурор». В соответствии с утвержденным Александром I «Штатом канцелярии войска Донского» войсковому атаману полагалось жалованье по чину в размере 1500 рублей (всего «ему на стол» — 6000 рублей), непременным членам канцелярии — по 1800 рублей, асессорам — по 900 рублей. Прокурору было установлено жалованье в размере 750 рублей.
Все дела в канцелярии решались большинством голосов. По части воинской она подчинялась Военной коллегии, а по гражданской — Сенату (гражданские дела — Гражданской палате, уголовные — Уголовной палате).

С первых дней прокуратура была и остается главным надзорным органом, обеспечивающим строгое и неукоснительно соблюдение законов всеми государственными, общественными учреждениями, их должностными лицами и гражданами.

На Кубани, заселение которой черноморскими казаками началось в 1792 году, прокуратура была введена Указом императора Павла I от 16 февраля 1801 года «Об обустройстве войска Черноморского». Первым прокурором с неопределенным статусом «при Войсковой канцелярии» назначили П. Овцына.

Император Александр I своим Указом от 25 февраля 1802 года учредил Войсковое правительство по образцу Войска Донского, оставив в войсковой канцелярии прокурора, равного по статусу губернскому, но подчинявшегося прокурору Таврической губернии. Прокурорскими работниками тогда были стряпчии: уездные (т.е. районные) и по уголовным и казенным делам.

Императорским Указом от 11 апреля 1820 года Черноморское казачье войско было переподчинено в военном отношении начальнику Отдельного Грузинского корпуса, а в гражданском – Кавказскому губернскому начальству, которому подчинялся и войсковой прокурор.

Положением 1827 года вводилась должность  прокурора уже не в канцелярии, а при Черноморском казачьем войске: сохранив права губернского прокурора, он стал независим от войсковой администрации, что укрепило законодательную базу исполнения им своих обязанностей. Прокурор оставался единственным должностным лицом, следившим за порядком во всем войске, при этом реально осуществляя надзор только в Екатеринодаре, а о ситуации на местах зная по сообщениям местных властей.

Несмотря на начало в 1830 году Кавказской войны, подобное положение сохранялось до 18 августа 1840 года, когда императорским Указом была наконец образована штатная канцелярия прокурора Черноморского казачьего войска, состоявшая из письмоводителя и трех писарей.

Положением от 1 июля 1842 года земли Черноморского казачьего войска делились на Таманский, Екатеринодарский и Ейский округа, подчиненные гражданскому и военному управлениям. Войсковой прокурор назначался генерал-прокурором по согласованию с военным министром (с 1848 года – с Главнокомандующим отдельным Кавказским корпусом) и входил в состав Войскового гражданского управления. Ему были подсинены окружные стряпчии, которые назначались Министерством юстиции и входили в состав окружных правлений. При каждом стряпчем состоял один старший писарь. С увеличением штата войсковой прокурор стал надзирать за соблюдением законности уже на всей территории Черноморского казачьего войска. Император Александр IIУказом от 8 февраля 1860 года образовал Кубанскую область, а чуть позже приказом наместника на Кавказе Черноморское и Кавказское казачьи войска объединились в Кубанское казачье войско, прокурором которого в 1861 году был назначен К.Лехнер.

1864 год ознаменовался окончанием Кавказской войны и принятием Судебных уставов, значительно сокративших круг обязанностей прокуратуры: в рамках судебного ведомства она осуществляла надзор за тюрьмами, правильной работой всех судебных учреждений и поддержание государственного обвинения в суде. Новую судебную систему возглавил генерал-прокурор, являвшийся одновременно министром юстиции. О введении новых Судебных уставов в Кубанской, Терской областях и Черноморском округе было объявлено Указом от 30 декабря 1869 года, а действовать на данной территории они начали с 1 января 1871 года.

Вхождение Кубанской области в состав Кавказского края с центром в Тифлисе и подчинением окружной судебной палате создавало массу неудобств, поэтому депутаты городской думы Екатеринодара подняли вопрос о переподчинении. Он рассматривался долго и завершился императорским Указом от 26 мая 1903 года, в соответствии с которым Екатеринодарский окружной суд перешел в подчинение вновь созданной Новочеркасской судебной палаты. С 1871 по 1907 год число прокурорских участков увеличилось с трех до пятнадцати, соответственно, выросла и штатная численность кубанской прокуратуры.

В связи с революционными событиями в стране с 1905 по 1910 год на территории Кубанской области действовало военное положение. Генерал-губернатор мог требовать от прокурора предоставления следственных дел, передавать эти дела в военные суды, исключать их общей подсудности целые категории дел по преступлениям определенного рода для передачи их военным судам, отстранять чиновников всех ведомств, не занимавших должности с 1-го по 3-й класс. В целом штатная численность области и деятельности прокуратуры Кубанской области не имели особых отличий от органов прокуратуры других регионов Российской империи.

После Октябрьской революции органы прокуратуры в РСФСР были упразднены, установилась жесткая диктатура пролетариата. На полях Гражданской войны, в городах и станицах лились реки крови, действовали революционные трибуналы и особые следственные комитеты. В ходе вооруженной борьбы сторонниками советской власти и ее противниками применялись массовые расстрелы, пытки, самосуд, «экспроприации», репрессии в отношении населения. Надзор за соблюдением законов был сосредоточен между партийными органами, ревтрибуналом, Народным комиссариатом юстиции и другими органами, работники которых по-своему понимали законность, часто заменяя понятие «так должно быть» на понятие «так надо». Разобщенность в их работе, отсутствие у многих полномочий и властно-распорядительных функций мешали точному и единообразному исполнению законов, а сами законы нередко являлись всего лишь актами оперативного реагирования на определённые условия обстановки в годы Гражданской войны. Подобное положение не могло продолжаться долго и грозило стране анархией. Наконец, 26 мая 1922 года сессия ВЦИК РСФСР приняла Положение о прокурорском надзоре, вступившее в силу с 1 августа того же года. Оно основывалось на ленинских принципах о подчинении местных прокуроров власти центра, сохранении за ними права опротестовывать всякое незаконное решение местных властей, но без их отмены, а исключительно передавая дело на рассмотрение суда. Большим шагом вперед в укреплении законности стало принятие в 1922-1923 годах Уголовного, Уголовно-процессуального, Земельного, Гражданского, Гражданско-процессуального кодексов и положения о недрах земли – прокуратура получила нормативно-правовую базу для своей работы.

После образования СССР и принятия Конституции началась работа по созданию правоохранительной системы, и 23 ноября 1923 года было утверждено Положение о Верховном суде СССР, в котором определялись функции, правомочие, организационно-штатная структура Прокуратуры СССР и вводилась должность Прокурора Верховного суда СССР.

Кубань, где остатки белогвардейских войск и представители казачества вплоть до 1922 года продолжали вооруженное сопротивление, надолго попала в немилость к советской власти: здесь проводились массовые репрессии, насильственное объединение казачьих хозяйств в колхозы, тысячи людей лишались своего имущества и высылались порой за одну лишь принадлежность к казачьему сословию, хранение казачьей формы и наград царской поры. Более того, двадцать лет Кубань как самостоятельный административно-территориальной единицы не было на политической карте страны: она входила в состав Кубано-Черноморской и Юго-Восточной областей, то Северо-Кавказского и Азово-Черноморского краев. И лишь 13 сентября 1937 года был наконец образован Краснодарский край в своих прежних границах (кроме ряда восточных районов, в 1920-е годы отошедших Ставрополью), включавший в себя Адыгейскую автономную область. Тогда же началась современная история прокуратуры Краснодарского края, в составе которой были образованы специальный, следственный, уголовно-судебный, гражданско-судебный отделы, отдел по надзору за милицией и отдел кадров. Прокурором края был назначен Леонид Александрович Востоков, в его подчинение перешли все городские и районные прокуратуры. На долю этого человека выпало решение вопросов формирования коллектива, организация деятельности подчиненных, которым помимо осуществления основных направлений прокурорского надзора вменялось в обязанность и осуществление надзора за ходом посевной и уборочной компаний.

В 1939 году прокурором края был Александр Яковлевич Федоров. С конца 1939-го до лета 1942 года прокуратуру края возглавлял Владимир Иванович Колесников. В целях повышения профессионального уровня подчиненных он в 1940 году организовал шестимесячные курсы по подготовке и переподготовке работников суда и прокуратуры при управлении Народного комиссариата юстиции по Краснодарскому краю. В.И. Колесников многое сделал для оптимизации работы следователей, а в начале Великой Отечественной войны – для борьбы с дезертирами, лицами, уклонявшимися от призыва на службу, шпионами, нарушителями законов военного времени.

Летом 1942 года Кубань подверглась временной гитлеровской оккупации, длившейся до февраля 1943 года. В этот период прокурором Краснодарского края был Павел Яковлевич Апеннин, коллектив временно работал в городе Сочи. На фронт ушли 49 прокурорских работников, из которых в сражениях наиболее отличились прокурор Советского района города Краснодара В.П. Сорокин, Сочинский транспортный прокурор П.К. Костюк, заместитель Анапского транспортного прокурора М.Г. Грушенко, работники аппарата прокуратуры края Н.В. Винокуров, И.Н. Глузмин и другие. После завоевания Победы над гитлеровской Германией они и десятки фронтовиков вернулись на работу в органы прокуратуры, заложив славные традиции коллективов, передав молодежи свой богатый жизненный опыт, воспитав и подготовив достойную смену.

С 1946 по 1949 год в должности прокурора Краснодарского края работал Илья Николаевич Михайлов. В послевоенные годы одним из основных направлений деятельности прокуратуры стало укрепление законности в сфере экономики. На первый план выдвигались задачи по обеспечению сохранности имущества, соблюдению режима экономии средств и ресурсов в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, в обеспечении связи. Большое внимание уделялось надзору за восстановление и соблюдением прав граждан.

Верховный Совет СССР 19 марта 1946 года учредил должность Генерального прокурора СССР в целях повышения авторитета и роли прокуратуры в решении задач послевоенного развития народного хозяйства. А уже 17 июня 1946 года Генеральный прокурор СССР издал приказ №128 «Об усилении общего надзора за точным исполнением законов», определивший задачи, полномочия, средства реагирования прокуроров на нарушения законов.

В период с ноября 1949-го по июнь 1952 года прокурором Краснодарского края являлся Николай Владимирович Шляев, в последствии на этом посту его сменил Николай Семенович Лучинин, руководивший прокуратурой края с июля 1952-го по январь 1959 года.

С 24 мая 1956 года было законодательно закреплено, что охрана прав граждан представляет собой непременный, специально выделенный в законодательстве приоритет прокурорского надзора, который во всех формах был направлен против любых нарушений законности и не ограничивался ни ведомственными рамками, ни регионально. Столь широкая компетенция прокуратуры способствовала повышению эффективности законодательства.

В дальнейшем в должности прокурора Краснодарского края работали Игнатий Андреевич Баранов (с февраля 1959 по сентябрь 1964 г.), Борис Лаврович Корсаков (с сентября 1964 по май 1971 г.), Андрей Васильевич Шинкарев (с мая 1971 по январь 1981 г.).

Дальнейшему усилению централизации и единообразия в подходе к решению задач прокурорского надзора способствовало принятие Конституции СССР 1977 года, в которой нашли практическое отражение принципы Международного совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года. В Конституции СССР была введена новая специальная глава «Государство и личность», в которой провозглашались права и свободы граждан, а также гарантии государства в их обеспечении. Новый Основной закон в отличие от предыдущих включал специальную главу об организации и деятельности прокуратуры по обеспечению законности и правопорядка в стране. Особо подчеркивался принцип централизации и независимости прокуратуры, а Генеральный прокурор СССР впервые получил право законодательной инициативы. Конкретизация этих положений содержалась в новом Законе «О прокуратуре СССР» 1979 года.

Дальнейшее развитие прав и полномочий прокуратуры произошло в 80-е годы. Прокурорский надзор распространялся на все области общественной, хозяйственно-экономической и политической жизни страны.

С января 1981-го по декабрь 1990 года во главе прокуратуры Краснодарского края стоял Борис Иванович Рыбников, отдавший прокурорской профессии сорок лет жизни. Именно тогда в стране началась «перестройка». Правопреемником СССР по всем договорам и обязательствам стала Российская Федерация, провозгласившая 12 июня 1990 года государственный суверенитет.

С декабря 1990-го по ноябрь 2002 года прокуратурой Краснодарского края руководил Анатолий Никитович Шкребец. При нем было построено новое административное здание прокуратуры края, для сотрудников созданы прекрасные условия для работы, в коллектив пришло немало грамотных высокопрофессиональных специалистов.

 Прокуратуру края возглавляли Владимир Геннадьевич Ульянов (с 2002 по 2004 г.), Сергей Николаевич Еремин (с 2004 по 2006 г.), с 2006 по 16 ноября 2016 года ею руководил Леонид Геннадьевич Коржинек. В настоящее время прокуратуру Краснодарского края возглавляет Сергей Владимирович Табельский. 

Прокуратура Северского района образована в 1967 году. В разные годы ее возглавляли Вячеслав Витальевич Плетнев, Игорь Александрович Бабаев, Дмитрий Александрович Попов, Игорь Анатольевич Бондар, Евгений Николаевич Фоменко, Максим Сергеевич Жук.

С 12 февраля 2021 года прокурором Северского района назначен старший советник юстиции Жуков Денис Геннадьевич.
Заместители прокурора Северского района – Ширяев Евгений Юрьевич, Масягин Михаил Юрьевич.